Что такое Франшиза

Business Franchise Street Sign

Заумное определение франшизы, которая в российском праве называется договором коммерческой концессии, дано в ст. 1027 ГК РФ. Но если же говорить простым языком, то франшиза — это определенная лицензия, по которой можно использовать бренд для своей выгоды. То есть вы будете под именем компании осуществлять ту же деятельность, что и сама компания. Все это может быть обложено различными условиями, а также может быть срочным или бессрочным.

Обеим сторонам это выгодно — одна получает популярное имя, которое уже имеет вес на рынке, а также готовую бизнес модель со всеми ноу-хау; вторая же сторона — получает постоянные отчисления.

Интересно заметить несколько форм и видов франшизы.

Прямой франчайзинг — могут выдавать одному лицу, которое сможет пользоваться переданными правами лишь на определенной территории.

Субфранчайзинг — передачи большей части своих эксклюзивных прав, осуществлять которые можно на огромной территории, к тому же можно передавать третьим лицам.

Мастер-франшиза — этот вариант очень похож на предыдущий, но вместо части эксклюзивных прав, передаются все права. То есть фарншизополучатель имеет право полностью распоряжаться брендом на большой территории. Это в основном касается огромных международных сетей вроде МакДоналдса.

Если говорить о видах франшизы, то есть варианты:

  • реализовывать товары бренда;
  • производить товары бренда;
  • предоставлять определенные услуги под именем бренда.

История такого удобного и уже совсем обычно для сегодняшнего дня вида предпринимательства началась со знаменитых швейных машинок Зингера, о чем можно прочитать на https://j.etagi.com/ps/chto-takoe-franshiza-i-kak-ona-rabotaet-v/. Исаак Зингер считается создателем этого явления. Он в 1851 году начал заключать первые контракты, где отдавал часть своих прав другим предпринимателям, которые в свою очередь продавали и обслуживали швейные машинки на определенных территориях в США.

Зингер нуждался в такой системе реализации товаров, потому что к тому моменту у него уже имелось массовое производство, которое могло удовлетворить спрос и имело конкурентные цены, но вот налаженной системы обслуживания и продаж во всем США у него не было.

В 20-е годы прошлого века такую систему начали использовать магазины розничной торговли, а также и крупные оптовые. В 30-е договор франшизы перешел и в нефтеперерабатывающей отрасли А главной вехой в истории договора было создание МакДонлдса — в этот момент франшиза стала такой, какая она есть и сегодня.

У франшизодателя есть несколько преимуществ:

  • В первую очередь для расширения бизнеса не требуется строить сложную систему менеджмента, так как вы передаете руководство и часть рисков в другие руки.
  • Затраты также уменьшатся — потому что франшизополучатель самостоятельно будет обучать персонал, контролировать качество, закупать оборудование и т/д.

Это просто отличная реклама, которая еще и приносит деньги!

За это франшизополучатель также получает преимущества:

  • Ему не требуется реклама.
  • Ему не требуется разрабатывать бизнес-план.
  • У него снижены риски.
  • Ему открыт доступ к базе знаний франшизы.
  • У него есть гарантированная система поставок.

Но минусы у данного договора также имеются:

  • Всегда требуется следовать заданным правилам.
  • Закупать продукцию можно лишь у определенных поставщиков.
  • В договоре могут значиться жесткие условия, вплоть до запрета открытия в будущем конкурирующих сетей.

Франшиза, как и любая другая бизнес-модель, имеет свои преимущества и недостатки. Она как и любой другой бизнес имеет свои риски. В каждой из франшиз есть свои условия: где-то жесткие, как, к примеру, в МакДоналдсе, где регулируется все вплоть до размеров столиков; но имеются и более лояльные, как Columbia, где достаточно иметь магазин нужного размера да и закупить одежды на 80 тысяч долларов. Можно много полагаться на имя, но все зависит от вас и ваших умений!

Добавить страницу в мои закладки:

Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: